Автошины. Доступно о самых важных вещах
Надежное сцепление автомобиля с дорогой, отменные показатели проходимости и управляемости, безопасность движения без заносов и молниеносное торможение – и это далеко не все требования, которые мы предъявляем к автомобильным шинам. Современный водитель желает получить максимальный комфорт и суперфункциональность. Мы уже давно привыкли к высокотехнологичным трендам, а значит, и от покрышек можно ждать необычных инноваций.
Итак, ожидания вполне могут отвечать реальности при грамотном подходе к выбору автошин. Как сделать этот самый «правильный выбор», мы вместе и будем разбираться.
Самые разные компании со всего мира – от эконом-класса и массмаркета до премиум-производителей - применяют различные технологии при производстве шин, которые обеспечивают долговечность и все вышеперечисленные функции покрышки. Простому автолюбителю сложно ориентироваться среди всех марок и колоссального количества моделей шин, довольно схожих между собой. Так с чего же начать?
Братья по рождению или два основных типа шин
Изучаем конструкцию каркаса
Пневматическая шина или, как ее буквально при «рождении» называли, «воздушное колесо», была изобретена в далеком 1846 году английским инженером Робертом Томсоном и качественно доработана в 1888 году шотландцем Джоном Данлопом (основателем известной компании Dunlop). А использовали ее тогда только для колес велосипедов.
С того времени конструкция покрышек постоянно усовершенствовалась, что привело к появлению множества разновидностей для любого транспорта – от ручных тележек до самолетов.
И сегодня шины делятся по конструктивным особенностям на два главных вида:
- Радиальная – имеет в своей основе один корд, в котором составляющие его нити не перехлёстываются между собой и располагаются под углом 90°. Применяется этот тип в основном для привычной нам автомобильной техники.
- Диагональная – в ее составе несколько кордов (всегда четное число), а нити пересекаются посередине протектора. Такие шины имеют ряд недостатков и сильно уступают по качествам радиальному типу, поэтому уже давно были вытеснены с рынка. Применяют теперь такие покрышки для специальной техники (тракторы, экскаваторы и т.д.)
Теперь давайте ближе знакомиться с радиальным типом шин и морем его разновидностей.
Радиальная шина состоит из нескольких слоев специальной резины, выполняющих разную функцию: нижние слои отвечают за форму и жесткость шины, при этом содержат текстильные волокна и называются каркасом.
Все последующие слои имеют название брекер и плавно переходят в протектор шины. Раз уж главные нагрузки приходятся именно на эту часть, то ее стараются усилить как можно лучше, применяя металлические прутья, расположенные в определенном порядке.
О типах радиальных шин и критериях выбора
В зависимости от показаний к эксплуатации, покрышки делят на три категории: летние, зимние и всесезонные.
- Зимние покрышки призваны обеспечить качественное сцепление автомобиля с дорогой, покрытой снегом или льдом, при минимальных температурах (для этого применяют специальные резиновые смеси). Их протектор сконструирован так, чтобы производить максимальный отвод снега и воды от пятна контакта с дорожным покрытием и создать «идеальные» сцепные свойства.
- Летняя резина, как становится понятным из названия, эксплуатируется в теплое время (более +6°С) года на дорогах с твердым покрытием. Она более жесткая, чем зимняя, а протектор хорошо отводит воду от пятна контакта.
- Сегодня все большую популярность приобретет то, что мы в народе называем «всесезонкой». Именитые производители трудятся в поте лица, изобретая крутые апгрейды, благодаря которым удалось добиться впечатляющих показателей износоустойчивости и хорошего сцепления с дорогой как летом, так и в умеренный мороз.
Да, всесезонная резина получает весьма приличные отзывы, но всегда будет оставаться вариантом смарт-экономии для тех, кто не хочет переплачивать за два комплекта. И все же, сезонные шины куда безопаснее и выносливее в экстремальных условиях. Ведь не всем нам повезло жить в идеальной климатической зоне.
Все покрышки еще различают по виду рисунка протектора: ненаправленные, направленные, асимметричные.
Подробное описание этих типов читайте в нашей статье О правилах выбора автошин.
Существуют отдельно стоящие виды – универсальные покрышки (их путают со всесезонными) и шины повышенной проходимости. Если первые используют для комфортной езды как в городе, так и на грунтовой дороге, то вторые применяют именно на бездорожье или мягком грунте, ведь на асфальте у них очень быстро стирается протектор.
А вот для районов с повышенной влажностью и частыми осадками были даже разработаны специальные дождевые шины, обеспечивающие максимальную устойчивость и сцепление авто с дорогой, полностью покрытой водой (износ по сухому асфальту выше и характеристики хуже).
Маркировка шин. Как не запутаться в цифрах?
Вся информация о покрышке указана на ее боковой стороне: название шины и ее производитель, типоразмер, коэффициент нагрузки, вид протектора, индекс скорости и прочее. Однако, наиболее важным из всех этих показателей является типоразмер шины, который имеет примерно такой вид «185/70 R14 92Т Н/Р».
Итак, давайте расшифровывать!
- 185 – это ширина нашей покрышки в мм;
- 70 – серия покрышки и процентное соотношение ее высоты к ширине (в данном случае 129,5 мм);
- R – говорит нам, что шина радиального типа, а следующее за ней число «14» показывает, какой размер посадочного обода в дюймах;
- 92 – это максимальная нагрузка на 1 шину (630 кг в нашем случае);
- Т – предельная скорость, на которую рассчитана покрышка (по таблице: 190 км/ч);
- индекс Н/Р показывает, какой класс шины перед нами (шоссейная).
Износ покрышек. Как определить? Как замедлить процесс?
Для того, чтобы легко и быстро определить степень износа шины, производители применяют в ее протекторе специальные «маячки» (разных цветов), которые сигнализируют о ее состоянии. Согласно ПДД нашей страны, непозволительным считается эксплуатация покрышки с остаточным протектором менее 2 мм для летней и 3-4 мм для зимней резины. По правилам проверки износа шины, необходимо производить замеры в 6 местах – 4 точки посередине и 2 по бокам. Значения должны быть одинаковыми, в противном случае износ считается неравномерным.
К быстрому и неравномерному износу приводят такие факторы:
- Недостаточное/избыточное давление в шинах;
- Неправильно настроенные развал-схождение и балансировка колес;
- Эксплуатация покрышек на предельных нагрузках.
Итак, подводим итоги!
Идеальных шин в природе не существует!
Нельзя купить покрышку с мега-набором характеристик для любых дорожных условий. Рыночная экономика, большая конкуренция брендированных производителей и много других факторов заставляют нас делать выбор. Самое важное - подойти к нему грамотно.
Вот, собственно, и вся наука – емкая, но предельно простая в освоении. Зная дорогу, по которой Вы обычно передвигаетесь, стандартные нагрузки на авто, желаемые качества и значение маркировок, Вы с легкостью подберете себе оптимальную покрышку по душе и по карману.
А уже в следующей нашей статье мы расскажем о лучших моделях покрышек в каждом ценовом сегменте и поделимся парой приемов смарт-экономии.